- ОСТРОУМИЕ
ОСТРОУ́МИЕ (остро́та) в литературе, изобретательное и лапидарно выраженное суждение, которое своей неожиданностью и парадоксальностью вызывает комический эффект. Нередко острота смыкается с парадоксом и иронией (стилистической).
О. рассматривается как комическое в интеллектуальной сфере («играющее суждение»). Отличие О. от других видов комического (сатиры и особенно от народного смеха, юмора) иногда определяют формулой Аристотеля: «остроумное создают, комическое находят». О. не констатирует комический смысл, а конструирует соединяет мгновенно и напрямик, игнорируя общепринятые мнения, трезвый смысл, иерархию жизненных ценностей, казалось бы, несоединимое и несоизмеримое в новое умозаключение или афористическое высказывание, которое убеждает, в частности, и своей ассоциативной точностью, виртуозностью («В начале было Слово, в конце Фраза», С. Е. Лец). (О соотношении О. с другими видами комического также в ст. Юмор.) Внутренняя противоречивость способна придать О. видимость нелепости и алогизма, которые, однако, обычно таят в себе хотя бы долю истины. И все же в О. комический эффект иногда остается единственным достоянием, а подчас даже «аргументирует» псевдооткрытие; не случайно выражение: О. еще не признак ума.
По внутренней структуре острота часто подобна силлогизму, но предполагающему молниеносный пересмотр вывода или исходной (или реконструируемой) посылки: «Одинокий человек всегда в дурном обществе» (П. Валери). Она может включаться в диалог персонажей, окрашивать собою речь повествователя. Остроумием авторы, как правило, награждают своих интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных героев (Д. Дидро, Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй, И. Ильф и Е. Петров); однако остроумная наблюдательность (уже выходящая за рамки О.-суждения) может быть характерологической принадлежностью и детского (Том Сойер, Гекльберри Финн М. Твена), и народного сознания (герои М. А. Шолохова, В. М. Шукшина, В. И. Белова).
О. (острота) может выступать и самостоятельно как литературная миниатюра, близкая к комической афористике. В этом качестве острота «присваивает» жанровые формы анекдота, эпиграммы, каламбура, «пародийных использований» и перелицовок устоявшихся формул. В новейшей литературе острота приходит на смену афоризмам, максимам, сентенциям как жанрам, которые присущи эпохам с более монистическим и традиционным умонастроением (см. Афористика). Не случайно так много современных острот являют собой переделки-пародирования традиционных афоризмов. Среди писателей острословами в жизни, в светском (XIX в.) или литературному быту слыли Г. Гейне, О. Уайльд, Б. Шоу, А. Франс, М. Твен; в России С. А. Соболевский, П. А. Вяземский, Ф. И. Тютчев, В. В. Маяковский, Ильф и Петров, М. А. Булгаков, М. А. Светлов.
Литература:
Щербина А. А., Сущность и искусство словесной остроты (каламбура) , К., 1958;
Лук А. Н., О чувстве юмора и остроумия, М., 1968;
Эвентов И., «Остроумие схватывает противоречие », «ВЛ», 1973, № 6;
Дземидок Б., О комическом, пер. с польск., М., 1974, с. 7576, 8788, 121, 15153, 17475.А. З. Вулис.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.